Школа № 542
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Статья о методическом объединении.

Перейти вниз

Статья о методическом объединении. Empty Статья о методическом объединении.

Сообщение  Функ Ростислав Вт Апр 03, 2012 8:23 pm

Роль методического объединения в развитии профессиональной компетентности молодого учителя.
Стремительное развитие всех сфер жизни общества ставит новые задачи перед системой образования в России. Одним из важнейших направлений в модернизации содержания обучения является переход к компетентностному подходу. В контексте формирования рыночной экономики и гражданского общества, главными целями образования становятся развитие у учащихся таких способностей, как умение действовать в быстроменяющихся условиях, незнакомых ситуациях, менять сферы деятельности, способы деятельности и быть успешными.
В связи с этим, уже сегодня к выпускникам школы предъявляются новые требования. Основной задачей является не только получение системы знаний, умений и навыков, но и формирование ключевых компетенций школьников – познавательной, информационной, коммуникативной и других, которые помогут ему действовать в конкретной жизненной ситуации. В новых условиях, соответственно, меняется и роль школы, поэтому данные требования предъявляются не только к учащимся, но и к учителям.
Перед современным педагогом стоит большая задача – во-первых, создание условий для формирования личности школьника, а, во-вторых, постоянное совершенствование своих профессиональных качеств. В этой связи, на школьных учителей возложена серьезная ответственность, которая может быть полноценно реализована благодаря совместным усилиям всего педагогического коллектива. Именно, поэтому эффективное решение поставленных задач достигается за счет работы предметных методических объединений.
Организация методической работы, проведение различных мероприятий делают такие объединения важной «площадкой» для профессионального становления и развития молодых учителей. Для того чтобы реализовывать компетентностный подход на практике, педагог должен сам иметь набор необходимых профессиональных компетенций. Таким образом, возрастает роль методических объединений, которые имеют большой вспомогательный потенциал в совершенствовании педагогического мастерства, обобщении и распространении опыта учителей.
Прежде чем говорить о конкретных шагах методического объединения в реализации поставленных задач, обратимся к сущности понятия «компетентностный подход».
Теоретические основы компетентностного подхода были исследованы в работах А.В.Баранникова, А.Г. Бермуса, В.А. Болотова, И.А. Зимней, В.В. Краевского, О.Е. Лебедева, И.Д. Фрумина, А.В. Хуторского, М.А. Чошанова, П.Г. Щедровицкого и др. Стоит отметить, что при всем многообразии мнений в настоящее время нет единого определения понятию «компетентностный подход». Также, внутри компетентностного подхода принято выделять два базовых понятия: «компетенция» и «компетентность».
Согласно современному словарю иностранных слов (4) компетенция (< лат. competere добиваться; соответсвовать, подходить) – круг вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен, а компетентность – это обладание компетенциями.
Например, О.Е. Лебедев определяет компетентность как «способность действовать в ситуации неопределенности» (3). И.А. Зимней компетентность трактуется «как основывающийся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека» (1). В тоже время, А.В. Хуторской (5) разделяет понятия «компетенция» и «компетентность», и предлагает понимать под первым совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетентность он определяет как владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Таким образом, можно определить «компетентность» как способность применять знания, умения и практический опыт в решении конкретных задач, для успешной деятельности в определенной области. Это позволяет преодолеть проблему, когда ученики на достаточном уровне владеют теоретическим материалом, но испытывают трудности в реальной деятельности, которая требует применение этих знаний. Компетентностный подход призван укрепить связь школьного образования с жизнью.
Также стоит отметить, что одной из важнейших проблем в определении содержания компетентностного подхода является отбор ключевых компетенций. По мнению многих исследователей, можно выделить следующие ключевые компетенции: общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные и компетенции личностного самосовершенствования. На основе предложенной классификации рассмотрим деятельность МО в развитии ключевых компетенций у молодых учителей:
Общекультурные компетенции.
Данные компетенции предполагают, что учитель должен не только на достаточном высоком уровне владеть определенным объемом знаний, но и постоянно стремиться к их обновлению и расширению; а также иметь познания в вопросах смежных дисциплин, общечеловеческой культуры, духовно-нравственных основ жизни человека, общественных явлениях и традициях.
Учебно-познавательные компетенции.
Постоянный поиск новых знаний учителем должен носить перманентный характер, иначе есть шанс остаться во «вчерашнем дне». Поэтому процесс самостоятельной познавательной деятельности будет являться залогом успеха в развитии профессиональной компетентности педагога. Также сюда относится развитие знаний и умений организации целеполагания, планирования, анализа и рефлексии.
Информационные компетенции.
Организация современного урока требует от учителя навыков работы с техническими устройствами (компьютр, принтер, модем) и программным обеспечением (Microsoft Office, графические редакторы, мультимедийные программы), информацией (Internet, электронная почта, форумы, СМИ). В процессе работы учителя предметного МО обмениваются опытом работы, создают авторские презентации, анализируют и преобразуют необходимую информацию в электронном виде. Также для эффективной координации деятельности МО используются сайты, форумы, блоги, электронная почта.
Коммуникативные компетенции.
Важнейшую роль в развитии данных компетенций играет деятельность МО. Организация совместной работы, проведение мероприятий, проектов, требуют большого уровня мобильности, скоординированности действий и взаимопонимания учителей. Обсуждение планов и результатов работы на заседаниях МО предполагает постоянный обмен мнениями, дискуссии, поиск совместных решений.
Компетенции личностного самосовершенствовании.
Непрерывное самообразование является залогом успешной деятельности в меняющихся условиях, постоянное самосовершенствование должно быть направлено на достижение высокого уровня интеллектуального, духовного и эмоционального развития. Данные компетенции реализуются за счет организации самостоятельной работы учителя с научно-методической, педагогической литературой, посещения методических курсов повышения квалификации, проведения круглых столов, конференций, мастер-классов, взаимопосещения уроков, на которых происходит знакомство с передовым опытом учителей МО.
Таким образом, на сегодняшний день роль МО в школе, безусловно, велика. В результате работы предметного МО создаются условия для повышения уровня компетентности молодого учителя, развитии его профессиональной культуры, что, в свою очередь, оказывает влияние на качество образования и воспитания учащихся.

Список литературы:
1. Зимняя И. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования. // Высшее образование сегодня. – 2003. – № 5. – с. 34-42;
2. Концепция модернизации российского образования на период до2010 года. М.: АПК и ПРО, 2002.
3. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании. // Школьные технологии. – 2004. – № 5. – с. 3-12.
4. Современный словарь иностранных слов: Ок. 20000 слов. – М.: Рус яз., 1992. – С. 925.
5. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». – 2002. – 23 апреля // http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm


Функ Ростислав

Сообщения : 8
Дата регистрации : 2011-09-23

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения